Картина нидерландского художника Яна Давидса де Хема на аукционе Sotheby's, Лондон, 2 декабря 2022 года
Ориентировочный оборот мирового рынка искусства ежегодно достигает $65–70 млрд. По сравнению с другими инвестинструментами это, конечно, немного. Ценных бумаг за тот же период продается на триллионы долларов. Однако и игроков в арт-сфере гораздо меньше.
95% продаж через аукционные дома (Sotheby's, Christie’s, Phillips, Bonhams и так далее) приходится на не очень капиталоемкие работы стоимостью до $50 тыс. и только 5% — на выдающиеся предметы искусства сверхвысокой цены.
А если через фонды?
Покупка и продажа предметов искусства первой величины напрямую обычно требует больших первоначальных вложений. Это ограничение снимается, если заходить на рынок через фонды. В данном случае человек приобретает не картину или скульптуру, а паи, и уже управляющая компания инвестирует средства пайщиков. Грубо говоря, это коллективное владение арт-предметами.
Такими фондами управляет профессиональная команда, которая определяет стратегию вложения средств пайщиков, подбирает предметы искусства, оценивает их инвестиционную привлекательность, несет затраты на хранение, экспонирование и прочее.
Примеры таких фондов, которые направляли средства в арт-объекты и были успешны, в мировой практике есть, но их немного. Так, Железнодорожный пенсионный фонд Великобритании (British Rail Pension Fund) в 1974 году решил инвестировать в искусство. Это была первая попытка рассматривать живопись как инвестиционный инструмент. На момент формирования фонда доля предметов искусства была менее 3% от объема фонда. Интересно, что всего было куплено около 500 картин, но лишь 25 принесли сверхприбыль и обеспечили общую доходность в 11–12% годовых.
Существует ряд индексов, которые отражают динамику рынка и показывают факторы, влияющие на конечную стоимость работы. Наиболее известный — индекс Мея-Мозеса. Методику предложили профессора школы бизнеса при Нью-Йоркском университете Цзяньпин Мей и Майкл Мозес, которые собрали и проанализировали базу данных повторных продаж одних и тех же объектов с 1810 года. С 2016-го правами на ее использование владеет аукционный дом Sotheby's.
Индекс Мея-Мозеса показал, что в среднем повторная продажа предметов искусства в Америке происходит через 20–30 лет. То есть это долгосрочные вложения. Существенный всплеск динамики цен наблюдался с 1950-х годов, в частности после появления американского послевоенного искусства. Если брать период с 1950 по 2021 год, то совокупный рост по всем составляющим индекса — 8,5%.
Если брать период с 1950 по 1999 год, то он был более доходным (совокупный прирост 13,3%). В отдельные периоды прослеживается четкая корреляция с различными потрясениями на традиционном рынке капитала.
Натюрморт художника Яна ван Кесселя-старшего на аукционе Sotheby's в Лондоне, 2 декабря 2022 года
Инвестиции в искусство в России
В России ситуация развивается по иному сценарию и объем рынка не столь существенный. По подсчетам специалистов международной платформы Bidspirit, в 2022 году оборот российских онлайн-торгов искусством составил в общей сложности $88 млн. Было продано около 232 тыс. работ. Стоит отметить, что продажи на первичном рынке, в частности в галереях, обычно закрыты и оборот на данных площадках оценить довольно сложно.
Во многом этим же объясняется невысокий спрос на коллективное инвестирование в искусстве и отсутствие таких масштабных проектов, как Железнодорожный пенсионный фонд Великобритании. Успешные кейсы, правда, есть и у нас. Однако это закрытые фонды, и информация о том, кто является бенефициаром коллекций, не представлена в открытом доступе.
Отмечены попытки создания еще нескольких закрытых паевых фондов, которые не были приняты инвесторами в основном из-за достаточного длинного цикла инвестирования (20–30 лет) и высоких трансакционных издержек. Далеко не каждый готов ждать, пока картина подрастет в цене.
Инвестиции в искусство: как арт-рынок поменялся из-за COVID-19 Инвестиции , Искусство , Коронавирус
Почему инвесторы выбирают искусство: три причины
Инвестиции в искусство сложно оценивать исключительно по финансовым метрикам. Это приносит эстетическое удовольствие, а человек, который системно аллоцирует денежные средства в арт-работы, со временем получает статус коллекционера.
По сути, инвестиции в искусство — это альтернативные вложения, они помогают диверсифицировать портфель. Причем разнообразие важно не только в ценных бумагах. Так, серьезные работы авторов первой величины условно можно сравнить с облигациями , которые постепенно растут в цене, они не очень волатильны. Выбор в пользу современного искусства более венчурный подход и зависит от многих факторов: какой опыт у инвестора, какая насмотренность, как он выстраивает стратегию и отношения с галереями.
Помимо диверсификации, на длинном горизонте предметы искусства могут давать доходность выше инфляции. Грамотное выстраивание коллекции в части современного искусства может дать прирост капитала выше доходности по агрессивным вложениям (к примеру, акций). С учетом горизонта инвестирования данные вложения вполне могут быть частью портфеля на пенсии. Кроме того, коллекция может быть передана по наследству. При этом важно уделять внимание просвещению наследников в части коллекции. Это позволит им понимать ценность данных работ и всего собрания как с целью продажи, так и возможности усилить ее за счет ротации работ внутри коллекции.
Выставка ближневосточного и индийского искусства Sotheby's в Лондоне, 21 октября 2022 года
Живопись, скульптура или яйца Фаберже
Коллекционировать можно все что угодно. То есть инвестировать не только в живопись — хотя это самый распространенный подход, — но и в драгоценности, антикварные украшения, мебель или посуду. Конечно, они не так влияют на мир искусства, как картины, но те же яйца Фаберже стабильны в цене вне зависимости от ситуации на рынке.
По разным исследованиям, UHNWI (Ultra High Net Worth Individuals, сверхбогатые люди с капиталом от $50–100 млн) около 5% своих сбережений хранят в искусстве, в том числе для диверсификации портфеля. Но составляют свой портфель они по-разному: одни привлекают арт-дилеров или кураторов для составления коллекции, другие сами проходят путь покупок через аукционы, потом начинают усиливать ядро коллекции через приобретения у соответствующих галерей, которые работают с уже известными авторами.
На рынке есть индекс Анджелины Джоли. А еще — хорошего вина и еврофутбола
С коллекцией не расстаюсь: почему искусство не всегда защитный актив и что помогает окупить вложения
Главная причина, по которой предметы искусства не всегда могут успешно соперничать с другими финансовыми активами, кроется в том, что арт-рынок более узкий и не такой ликвидный . Чаще всего картины и украшения — это последнее, с чем люди расстаются, распродавая в первую очередь другие активы, которые легче быстро превратить в деньги.
Лучшие коллекции попадают на аукцион обычно из-за трех D: divorce (развод), debts (долги) или death (смерть). Но чаще всего даже до торгов они не доходят — сделка совершается в небольшом кругу или в рамках предпродажи.
Само владение предметами искусства может быть весьма затратным из-за необходимости страховки, регулярной оценки и особенностей хранения. Например, хорошая графика не хранится на свету дольше трех-четырех месяцев. Условия хранения важны и для традиционной живописи. Вспомним, например, работу «Лунная ночь на Днепре» Куинджи. Говорят, что владевший полотном великий князь Константин Романов увез картину в морское путешествие, и та настолько испортилась под воздействием соленого воздуха, что восстановить цвета потом так и не удалось.
Настоящие коллекционеры активно изучают и сами работы, и художников, которыми интересуются, и контекст картин. Часто именно этот подход позволяет окупить вложения в несколько раз.
Например, советский коллекционер Георгий Костаки был активно вовлечен в круг современных ему художников, так называемых шестидесятников. Будучи далеко не миллионером, Костаки систематически покупал работы, которые и на тот момент были не всегда дешевы: за Краснопевцева, Вейсберга, Зверева просили по 400–500, а иногда и по 1000 советских рублей. Известно, что в какой-то момент коллекционеру приходилось закладывать шубу жены, чтобы приобрести очередное полотно. Отметим, что в определенный момент влияние Костаки на художественный мир стало весьма существенным, многие из начинающих на тот момент художников хотели попасть в его коллекцию. Как сказали бы сегодня, Костаки стал серьезным инфлюенсером в мире неформального советского искусства. С инвестиционной точки зрения стоимость многих работ из данной коллекции выросла в 1000 раз: полотна устанавливали рекорды на аукционах нонконформистского советского искусства в 2000-х годах.
Картина Ивана Айвазовского «Генуэзские башни в Черном море» на предварительном показе торгов произведений русского искусства аукционного дома Christies в Лондоне, 25 ноября 2021 года
С чего начать коллекцию
На самом деле, очень многие коллекционеры (не берем топовых и с большим капиталом) за 30 лет собирают серьезную коллекцию. Это не всегда требует больших вложений. Важна эмоциональная вовлеченность. Если вам хочется делать это систематически, можно начинать и с недорогих работ признанных авторов. Например, с той же графики или акварельных рисунков, которые стоят существенно дешевле, нежели масляная живопись.
Как же выбрать художников, работы которых через 25–40 лет будут стоить в десятки или даже сотни раз дороже? Можно обратиться за советом к арт-кураторам или арт-дилерам. Первые менее ангажированы.
Когда инвестор начинает собирать коллекцию, ему стоит покупать меньше, но качественнее. Главное, чтобы предметы были объединены какой-то общей идеей, в противном случае это будет разрозненным собирательством за большие деньги. И еще один нюанс. Не стоит продавать полотно уже через год — в таком случае есть риск совсем не получить прибыли.
Есть разные стратегии, как заниматься развитием своей коллекции. Повысить стоимость картины могут включение ее в каталоги и регулярное активное экспонирование. Последнее в основном подвигает в цене работы авторов, которые еще развиваются.