Финансовые рынки Турции, Ирана и Аргентины последние годы объединяет кратный рост фондовых индексов на фоне девальвации национальных валют к доллару и ухода иностранных инвесторов. С 2020 года турецкий индекс крупнейших компаний BIST 30 вырос в пять раз, иранский TEDPIX — в 10 раз, аргентинский MERVAL — в 13 раз. Индекс Мосбиржи хоть и прибавил с начала 2023 года более чем 40%, с 2020-го демонстрирует скромные 3% и даже на пике 2021 года рост составлял 36%.
Стремительный рост фондового рынка (при расчете в национальной валюте) является следствием роста экономики страны. Но при пересчете доходности в долларах картина существенно меняется. С 2020 года по отношению к доллару турецкая лира упала в 4,6 раза. В Иране и Аргентине внешне ситуация с валютой выглядит стабильно, но внутри стран действуют «черные» рынки валют и при пересчете на реальную стоимость доллара иранский реал обесценился в девять раз, аргентинский песо — в 13 раз. Российский рубль за этот период ослаб на 60%.
Высокая ставка ЦБ и слабый рубль: помогут ли они индексу Мосбиржи Прогнозы , Рубль , Акции , Россия
Каждая страна имеет свои причины обесценивания местной валюты. В Иране — это санкции и эмбарго, в Турции — разногласия правительства и центрального банка, в Аргентине — девять дефолтов за историю страны, в России — санкции и геополитические риски. В то же время запросы рядовых граждан этих стран совпадают: в чем хранить сбережения, чтобы обогнать инфляцию? Купить доллар, местные ценные бумаги или разместить на депозит?
Текущая инфляция в Турции составляет 60% при ставке кредитования 31,5%. В Иране инфляция 40% при ставке 18%. В Аргентине инфляция 124% при ставке 120%. В России инфляция 5,2% при ставке 13%.
Очевидно, что среди вышеуказанных стран только в России депозит в местной валюте сможет защитить от официальной инфляции при условии, что за период депозита инфляция не обгонит проценты по вкладу. Российский опыт регулирования ключевой ставки активно перенимает Иран, где ставка с 2016 года зафиксирована на уровне 18%, а инфляция за этот период выросла с 10% до 40%. Высокая инфляция в первую очередь снижает покупательскую способность малообеспеченных граждан, Банк России пытается удержать ее на уровне 4,5% без валютных интервенций и сжигания золотовалютных резервов, как было в случае с Аргентиной.
Необходимо учитывать то, что инфляция стала общемировым трендом. С 2019 года напечатали примерно столько же долларов, сколько за предыдущие 40 лет: $5,9 трлн, это 38% денежной массы. В связи с этим необходимо иметь вариант сбережений помимо депозитов и валюты. Здесь как раз будет интересен опыт развития фондовых рынков.
На Тегеранской фондовой бирже за период многолетних санкций открыли брокерские счета 50 из 80 млн жителей Ирана, на площадке торгуются акции 600 компаний. Для сравнения, на Московской бирже счета открыты у 27,5 млн физических лиц и торгуются акции 190 компаний. На Стамбульской фондовой бирже торгуются акции 541 компании, на бирже Буэнос Айреса — всего 90 компаний.
В БКС предсказали рост индекса Мосбиржи почти на 40% за год Индекс МосБиржи , Индекс РТС , Банки и финансы , Акции
В случае с Ираном приток инвесторов на биржу связан с проведением в середине нулевых годов приватизации госкомпаний, акции распределили среди жителей страны, но до 2020 года действовал запрет на торговлю ими на бирже, после отмены запрета на рынке оказались десятки миллионов новых инвесторов.
Пример Турции интересен тем, что в условиях оттока иностранного капитала страна входит в десятку лучших мировых площадок по проведению первичных размещений: в 2023 году IPO провели 30 компаний на сумму $1,9 млрд. Также турецкий рынок наиболее диверсифицирован , доля каждой отрасли не превышает 17% в экономике.
Увеличение числа эмитентов на Московской бирже обсуждалось президентом России и главой Центробанка на совете по национальным проектам. Несмотря на то, что с 2022 года размещения акций в России провели только Whoosh, Genetico и CarMoney, есть ожидания, что новые размещения будут востребованы рынком на фоне:
- накапливания у российских инвесторов активов от дивидендов.
- рисков хранения активов в зарубежных юрисдикциях,
- потребности в защите от инфляции
- недооцененности российского рынка по показателю P/E