Число жалоб, поступающих в Банк России от инвесторов и потребителей финансовых услуг, выросло в 2022 году на 18,4%, до 368,1 тыс., сообщил регулятор в отчете о работе с обращениями. При этом число жалоб, поступивших в отношении субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка, выросло в семь раз по сравнению с показателями 2021 года — до 22 тыс.
Ключевой причиной роста стали жалобы, связанные с санкционными ограничениями, сообщили в ЦБ. В частности, в отношении субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка жалобы, связанные с введением санкций, составили более 72% от общего количества обращений. Но больше всего «санкционных» жалоб (27,6 тыс.) поступило на кредитные организации, чаще всего — в связи со снятием и переводами иностранной валюты, реструктуризациями и кредитными каникулами.
«Многократный рост жалоб на субъекты рынка ценных бумаг, пик которого пришелся на апрель, был вызван прежде всего вынужденными переводами брокерских и индивидуальных инвестиционных счетов от брокеров, оказавшихся под санкциями, другим участникам рынка, а также блокировкой иностранных ценных бумаг», — отметили в ЦБ.
Согласно данным регулятора, доля жалоб на брокеров в общем количестве заявлений в отношении субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка выросла с 46,3% в 2021 году до 76,2% в 2022-м. На депозитарии пришлось 8,1% всех жалоб, а на организаторов торгов — 8%.