Американский Silicon Valley Bank (SVB) 11 марта стал самым крупным банкротом в банковском секторе США со времен глобального экономического кризиса 2008 года, оценил Bloomberg. Банк был закрыт финансовым регулятором Калифорнии в связи с недостаточной ликвидностью и неплатежеспособностью. Это одно из крупнейших банковских банкротств в истории США, констатирует The New York Times — SVB был на 16 месте по величине активов в США. Также обанкротились Signature Bank с аналогичным портфелем акций и Silvergate Capital.
Silicon Valley Bank известен финансированием технологических стартапов. В 2022 году он оценивался в $40 млрд, последние пять лет его капитализация стремительно росла. Обвал котировок начался 9 марта на новостях о том, что SVB Financial Group (материнская компании американского банка Silicon Valley Bank) сообщила о продаже высоколиквидных казначейских облигаций на $21 млрд с убытком в $1,8 млрд и размещении акций на $2,25 млрд для его покрытия, а также займе в размере $15 млрд. 9 марта акции SVB рухнули на 60,4%, до $106,04 за бумагу. На премаркете 10 марта обвал продолжился — в результате торговля акциями была остановлена, торги бумагами на основной сессии не возобновились.
Инвесторы также начали избавляться от акций банков-аналогов SVB, в том числе Signature Bank, Western Alliance и First Republic. Индекс акций американских банков NASDAQ Bank index обвалился более чем 28% с начала прошлой недели, на 18:10 мск 13 марта его падение составляло 12,6%, но к 20:32 мск замедлилось до 7,79%. S&P 500 Banks Industry Group Index упал на 6,66%.
Торги акциями ряда банков США были приостановлены из-за обвала котировок Банки и финансы , Акции , Кризис
Silicon Valley Bank: 5 причин краха
1. Ключевая ставка ФРС
Впервые с октября 2007 года ставка ФРС находится на уровне 4,5-4,75%. Ужесточение денежно-кредитной политики ФРС для борьбы с рекордной инфляцией привело к росту доходностей облигаций и падению их стоимости в портфелях банков, поскольку доходности бумаг должны соответствовать размеру ключевой ставки. При росте ставок требуемая доходность достигается за счет снижения котировок облигаций. При падении стоимости облигаций банк проводит переоценку активов и фиксирует убыток.
2. Наплыв вкладчиков
Обеспокоенность на рынке и стремительную продажу инвесторами акций банков-аналогов SVB, Signature Bank, Western Alliance и First Republic вызвало закрытие аналогичной кредитной организации, инвестирующей в стартапы — Silvergate Bank. «На фоне банкротства Silvergate Bank, также инвестировавшей в стартапы, клиенты SVB вывели со счетов около $42 млрд в течение 24 часов. Компания не смогла привлечь капитал для покрытия убытков», — рассказала аналитик Freedom Finance Global Алина Попцова.
3. Рискованный бизнес
«SVB в первую очередь фокусировался на индустрии стартапов в секторах информационных технологий и здравоохранения. Таким образом, банк занял более рискованную нишу в сравнении с аналогами в отрасли, ориентированными на традиционные депозиты», — пояснила Алина Попцова.
Кроме того, жесткая монетарная политика привела к финансово трудным временам для стартапов, которые были главными клиентами SVB, что породило отток средств со счетов банка, писал Market Watch. В Freedom Finance Global также объяснили: «Охлаждение активности венчурных инвестиций и IPO в 2022 году в условиях ужесточения денежно-кредитных условий осложнило привлечение компаниями финансирования. В то же время банк столкнулся с повышенным расходами клиентов в условиях инфляции и необходимости покрытия операционных затрат, что отразилось в оттоке средств со счетов».
Акции First Republic Bank обвалились на 65% на фоне краха SVB Банки и финансы , Акции , Кризис
4. Некачественное управление рисками
«Банк не хеджировал процентные риски, что может быть связано с отсутствием корректного риск-менеджмента. По данным Fortune, директор по управлению рисками SVB покинул пост в апреле 2022 года, и замена не была обеспечена в течение 8 месяцев», — объяснила Алина Попцова.
Депозиты банка составляли $173 млрд и соответствовали 89% обязательств по состоянию на 31 декабря, при этом они отличались высокой чувствительностью к изменению процентных ставок. В период низких ставок и слабой активности кредитования в 2021 году SVB, как и другие игроки в отрасли, использовал привлеченные на депозиты средства клиентов, инвестируя их в долговые бумаги, однако их доля превышала аналогичный показатель у большинства конкурентов. В результате активы SVB были менее диверсифицированы и имели больший процентный риск, объяснила аналитик Freedom Finance Global.
При повышении ставки ФРС и в результате инвертирования кривой доходностей казначейских облигаций банк столкнулся с негативной переоценкой портфеля инвестиций и накапливанием нереализованного убытка. «Банк в основном полагался на ценные бумаги с длинным сроком погашения. Их балансовая стоимость оценивалась в $91,3 млрд, тогда как разница со справедливой рыночной ценой составляла $15,1 млрд. Это было сопоставимо со стоимостью общего капитала SVB в $16,3 млрд», — подчеркнула Попцова.