Как прошел 2023 год для рынка IPO
Российские компании в 2023 году вернулись к IPO как к актуальной стратегии привлечения капитала, решение о выходе на биржу в уходящем году приняли восемь эмитентов . Для сравнения, за весь 2022 год на публичное размещение решился только сервис аренды электросамокатов Whoosh: он вышел на Мосбиржу в декабре, капитализация компании составила ₽20,6 млрд, привлечь в ходе IPO удалось ₽2,1 млрд.
Однако и в 2023 году рынок первичных публичных изменений по-прежнему не вернулся к докризисному состоянию: на пике объема IPO в 2021 году российские компании привлекли около ₽300 млрд при медианном объеме размещения в ₽25 млрд, а по состоянию на декабрь 2023 года шесть компаний в общей сложности получили ₽39 млрд при медианном объеме сделки в ₽5 млрд, указали в своем обзоре аналитики инвестиционной компании Aigenis (документ есть в распоряжении «РБК Инвестиций»).
Теперь к IPO проявляют интерес небольшие нишевые игроки, сократился средний объем сделок, а институциональных игроков сменили частные инвесторы, рассказали в Aigenis.
«Средняя доходность для инвестора, который участвовал во всех IPO в 2023 году, составила 28% к 19 декабря 2023 года (8% без учета IPO Genetico). Для сравнения, если бы инвестор покупал не акции на IPO, а индекс Мосбиржи в дни размещений, то его доходность была бы нулевой (минус 3% без учета Genetico)», — подсчитали аналитики Aigenis.
Размещение «Мосгорломбарда» в декабре стало последним IPO в 2023 году. В результате по итогам года проведено восемь IPO общим объемом в ₽39,6 млрд.